ТЕХНИКА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОГРАММ

       

Проблема наведенные эффектов


Исправляя одни ошибки, мы всегда потенциально вносим другие и потому после любых, даже совсем незначительных модификаций кода программы, цикл профилировки следует повторять целиком.

Вот простой и очень типичный пример. Пусть в оптимизированной программе встретилась функция следующего вида:

ugly_func(int foo)

{

      int a;

      …

      …

      …

      if (foo<1) return ERR_FOO_MUST_BE_POSITIVELY;

      for(a=1; a <= foo; a++)

      {

            …

            …



            …

      }

}

Листинг 10 Фрагмент кода, демонстрирующий ситуацию, в которой удаление лишнего кода может обернуться существенным и труднообъясним падением производительности

Очевидно, если попытаться передать функции ноль или отрицательное число, то цикл for_a не выполнится ни разу, а потому принудительная проверка значения аргумента (в тексте она выделена жирным шрифтом) бессмысленна! Конечно, при больших значениях foo накладные расходы на такую проверку относительно невелики, но в праве ли мы надеяться, что удаление этой строки по крайней мере не снизит скорость выполнения функции?

Постойте, это отнюдь не бредовый вопрос, относящийся к области теоретической абстракции! Очень может статься так, что удаление выделенной строки будет носить эффект прямо противоположный ожидаемому, и вместо того чтобы оптимизировать функцию, мы даже снизим скорость ее выполнения, причем, весьма значительно!

Как же такое может быть? Да очень просто! Если компилятор не выравнивает циклы в памяти (как например, MS VC), то с довольно высокой степенью вероятности мы рискуем нарваться на кэш-конфликт (см. "Часть II. Кэш"), облагаемый штрафным пенальти. А можем и не нарваться! Это уж как фишка ляжет. Быть может, эта абсолютно бессмысленная (и, заметьте, однократно

выполняемая) проверка аргументов как раз и спасала цикл от штрафных задержек, возникающих в каждой итерации.

Сказанное относится не только к удалению, но и вообще любой модификации кода, влекущий изменение его размеров.
В ходе оптимизации производительность программы может меняться самым причудливым образом, то повышаясь, то понижаясь без всяких видимых на то причин. Самое неприятное, что подавляющее большинство компиляторов не позволяют управлять выравниванием кода и, если цикл лег по неудачным с точки зрения процессора адресам, все, что нам остается – добавить в программу еще один кусок кода с таким расчетом, чтобы он вывел цикл из неблагоприятного состояния, либо же просто "перетасовать" код программы, подобрав самую удачную комбинацию.

"Идиотизм какой-то", – скажите вы и будете абсолютно правы. К счастью, тот же MS VC выравнивает адреса функций по адресам, кратным 0x20 (что соответствует размеру одной кэш-линейки на процессорах P6 и K6). Это исключает взаимное влияние функций друг на друга и ограничивает область тасования команд рамками всего "лишь" одной функции.

Тоже самое относится и к размеру обрабатываемых блоков данных, числу и типу переменных и т.д. Часто бывает так, что уменьшение количества потребляемой программой памяти приводит к конфликтам того или иного рода, в результате чего производительность естественно падает. Причем, при работе с глобальными и/или динамическими переменными мы уже не ограничивается рамками одной отдельно взятой функции, а косвенно воздействуем на всю программу целиком! (см. "Часть I. Конфликт DRAM банков").

Сформулируем три правила, которыми всегда следует руководствоваться при профилировке больших программ, особенно тех, что разрабатываются несколькими независимыми людьми. Представляете – в один "прекрасный" день вы обнаруживаете, что после последних внесенных вами "усовершенствований" производительность вверенного вам фрагмента неожиданно падает… Но, чтобы вы не делали, пусть даже выполнили "откат" к прежней версии, вернуть производительность на место вам никак не удавалось. А на завтра она вдруг – без всяких видимых причин! – восстанавливалась до прежнего уровня сама.Да, правильно, причина в том, что ваш коллега чуть-чуть изменил свой модуль, а это "рикошетом" ударило по вам!

 Итак, обещанные правила:

Первое: никогда – никогда не оптимизируйте программу "вслепую", полагаясь на "здравый смысл" и интуицию;

Второе: каждое внесенное изменение проверяйте на "вшивость" профилировщиком и, если производительность неожиданного упадает, вместо того чтобы увеличиться, незамедлительно устаивайте серьезные разборки: "кто виноват" и "чья тут собака порылась", анализируя весь, а не только свой собственный код;

Третье: после завершения оптимизации локального фрагмента программы, выполните контрольную профилировку всей программы целиком на предмет обнаружения новых "горячих" точек, появившихся в самых неожиданных местах.


Содержание раздела